Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
+2
Фаншетта
Леди тайна
Участников: 6
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Сб Май 21, 2011 3:28 pm
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Всеволод Владимирович - известный писатель. Был студентом историко-филологического факультета в Петербургском университете, но курса не кончил. Литературную деятельность начал стихотворениями (отдельное издание, СПб., 1862). Широкую известность ему доставил написанный в сенсационной манере большой роман \"Петербургские трущобы\", печатавшийся в \"Отечественных Записках\" с 1864 по 1867 г. (отдельно 5 изданий). Следующие произведения Крестовского посвящены одностороннему обличению движения шестидесятых годов, связываемого автором с польским повстанием.
Могила Крестовского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге...
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать книги [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Всеволод Владимирович - известный писатель. Был студентом историко-филологического факультета в Петербургском университете, но курса не кончил. Литературную деятельность начал стихотворениями (отдельное издание, СПб., 1862). Широкую известность ему доставил написанный в сенсационной манере большой роман \"Петербургские трущобы\", печатавшийся в \"Отечественных Записках\" с 1864 по 1867 г. (отдельно 5 изданий). Следующие произведения Крестовского посвящены одностороннему обличению движения шестидесятых годов, связываемого автором с польским повстанием.
- Биография:
- Родился Крестовский 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Всеволода Владимировича, Владимир Васильевич, в Крымскую компанию воевал под Севастополем офицером уланского полка, затем вышел в отставку и переехал к семье в Санкт-Петербург. К тому времени (1850-1856 годы) Всеволод прошел курс наук в 1-й гимназии и поступил в 1857 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты Всеволода Крестовский в жанрах психологического рассказа и очерка нравов. К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово" у Аполлона Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на первый чин коллежского регистратора (14 класс). Одним из первых учеников Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка Иван Дмитриевич Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Всеволода Крестовский начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К.Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п. В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи. Частыми гостями молодой четы были братья-художники Маковские, скульптор Михаил Микешин, литератор Николай Лесков. Двух последних Крестовский водил "на натуру" в самые "знаменитые" питерские притоны той эпохи - "Вяземскую лавру", "Малинник", трактир "Ерши" у Аничкова моста и т.п. Безопасности ради, Крестовский всякий раз наряжал себя и спутников в нищенские лохмотья либо одеяния рабочих-поденщиков, но несколько раз им приходилось отбиваться в рукопашных драках от заподозривших неладное "блатных". В 1863 году Крестовский расстался с супругой. Вероятно, тогда же он, став к тому времени знатоком скрытых подземных убежищ криминалитета, обратил на себя внимание Третьего отделения Канцелярии Е.И.В. - и в том же 1863 году отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания 1863 года. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы", опубликованного в журнале "Отечественные записки" в 1864-1866 годах. Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России. Летом 1867 года он отправился в пароходное турне по Волге для участия в цикле литературных вечеров. Попав в Нижний Новгород, Всеволод Крестовский стал свидетелем вопиющих злоупотреблений местного обер-полицмейстера Лаппо-Старженецкого и начал газетную кaмпанию против последнего. Противник Крестовского пытался привлечь его к суду за клевету, но в итоге разбирательства автор был полностью оправдан, а его оппонент с позором изгнан с должности. В июле 1868 года Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением написать историю полка. В то же время он исполнял некоторые иные особые поручения, в результате которых в 1872 году был переведен тем же чином в лейб-гвардии Уланский полк. В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява. С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. В отличие от штатских коллег, ВВК имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года. За боевые заслуги и храбрость военный журналист был удостоен чина штаб-ротмистра и орденов Св.Анны 3 ст.. Св. Станислава 2 ст. с мечами. Св. Владимира 4 ст. с мечами, сербского Таковского креста, орденов Румынии и Черногории. Вскоре после завершения военных действий (в феврале 1880 года) ВВК был командирован в качестве "секретаря для военно-сухопутных сношений" в эскадру Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.С.Лесовского. До базы эскадры во Владивостоке ВВК добирался на пассажирском пароходе из Неаполя через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. В ноябре 1881 года ВВК вместе с эскадрой Лесовского прибыл в японский порт Нагасаки и еще полгода оставался там с военно-дипломатической миссией. Вернувшись в Россию в 1882 году, ВВК в чине подполковника был вскоре переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде. С 1884 по 1887 гг. ВВК вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника. Следующие 5 лет жизни В.В.Крестовский прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В.Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В.Гурко. В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и. разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России. К сожалению, после 1917 года их предок считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской Империи. Поэтому переиздания произведений Крестовского, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны с конца 1980-х гг. а его биография так до сих пор никем не написана."]Родился Крестовский 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Всеволода Владимировича, Владимир Васильевич, в Крымскую компанию воевал под Севастополем офицером уланского полка, затем вышел в отставку и переехал к семье в Санкт-Петербург. К тому времени (1850-1856 годы) Всеволод прошел курс наук в 1-й гимназии и поступил в 1857 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты Всеволода Крестовский в жанрах психологического рассказа и очерка нравов. К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово" у Аполлона Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на первый чин коллежского регистратора (14 класс). Одним из первых учеников Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка Иван Дмитриевич Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Всеволода Крестовский начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К.Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п. В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи. Частыми гостями молодой четы были братья-художники Маковские, скульптор Михаил Микешин, литератор Николай Лесков. Двух последних Крестовский водил "на натуру" в самые "знаменитые" питерские притоны той эпохи - "Вяземскую лавру", "Малинник", трактир "Ерши" у Аничкова моста и т.п. Безопасности ради, Крестовский всякий раз наряжал себя и спутников в нищенские лохмотья либо одеяния рабочих-поденщиков, но несколько раз им приходилось отбиваться в рукопашных драках от заподозривших неладное "блатных". В 1863 году Крестовский расстался с супругой. Вероятно, тогда же он, став к тому времени знатоком скрытых подземных убежищ криминалитета, обратил на себя внимание Третьего отделения Канцелярии Е.И.В. - и в том же 1863 году отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания 1863 года. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы", опубликованного в журнале "Отечественные записки" в 1864-1866 годах. Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России. Летом 1867 года он отправился в пароходное турне по Волге для участия в цикле литературных вечеров. Попав в Нижний Новгород, Всеволод Крестовский стал свидетелем вопиющих злоупотреблений местного обер-полицмейстера Лаппо-Старженецкого и начал газетную кaмпанию против последнего. Противник Крестовского пытался привлечь его к суду за клевету, но в итоге разбирательства автор был полностью оправдан, а его оппонент с позором изгнан с должности. В июле 1868 года Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением написать историю полка. В то же время он исполнял некоторые иные особые поручения, в результате которых в 1872 году был переведен тем же чином в лейб-гвардии Уланский полк. В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява. С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. В отличие от штатских коллег, ВВК имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года. За боевые заслуги и храбрость военный журналист был удостоен чина штаб-ротмистра и орденов Св.Анны 3 ст.. Св. Станислава 2 ст. с мечами. Св. Владимира 4 ст. с мечами, сербского Таковского креста, орденов Румынии и Черногории. Вскоре после завершения военных действий (в феврале 1880 года) ВВК был командирован в качестве "секретаря для военно-сухопутных сношений" в эскадру Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.С.Лесовского. До базы эскадры во Владивостоке ВВК добирался на пассажирском пароходе из Неаполя через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. В ноябре 1881 года ВВК вместе с эскадрой Лесовского прибыл в японский порт Нагасаки и еще полгода оставался там с военно-дипломатической миссией. Вернувшись в Россию в 1882 году, ВВК в чине подполковника был вскоре переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде. С 1884 по 1887 гг. ВВК вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника. Следующие 5 лет жизни В.В.Крестовский прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В.Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В.Гурко. В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и. разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России. К сожалению, после 1917 года их предок считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской Империи. Поэтому переиздания произведений Крестовского, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны с конца 1980-х гг. а его биография так до сих пор никем не написана.
Могила Крестовского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге...
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Книги:
"Деды"
(В исторической повести «Деды» широко известного во второй половине XIX века русского писателя Всеволода Владимировича Крестовского описывается время правления Павла I. Основная идея книги — осветить личность этого императора, изобразить его правление не в мрачных красках, показать, что негативные стороны деятельности Павла были преувеличены как современниками, так и последующими историками. В книге ярко обрисованы образы представителей дворянских сословий — вельмож, офицеров, помещиков. Последние главы посвящены генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову, Итальянскому и Швейцарскому походам русских войск в 1799 году под его командованием, переходу через Альпы суворовских чудо-богатырей.)
"Кровавый пуф"
"Очерки кавалерийской жизни"
(Из-под пера Крестовского вышло много книг на военные темы, в том числе "Очерки кавалерийской жизни", раскрывающие "физиологию" армейской службы в мирное время.
Книга написана богатым, сочным, полным юмора языком. Автор затрагивает различные стороны быта и нравов русского офицерства, живописует многие реалии той эпохи. В настоящее издание вошли очерки, посвященные изображению походных будней и уклада гарнизонной жизни.)
"Петербургские трущобы"
"Тамара Бендавид"
"Тьма Египетская"
"Вне закона"
(Убийство, злой рок, подлость, измена, любовь и интриги, монастырское покаяние одной из любовниц главного героя - такова канва романа "Вне закона" (1873). Роман написан по материалам нашумевшего в России уголовного процесса. Увлекательный роман был переиздан в 1995 году в серии «Старый уголовный роман». Рассматривая в нем вечную проблему «преступления и наказания», автор показал, как совершенное преступление разъедает душу человека. Идея «высшего суда», находящегося «вне закона» и вне людской компетенции, незримо присутствует в романе. Судьба сама карает преступников и предателей, и в конце книги главная героиня говорит своему соучастнику: «Нас оправдал суд человеческий, но все-таки и вы, и я... все мы несем в самих себе нашу заслуженную кару, только кара эта — вне закона»)
"Уланы Цесаревича Константина"
"На западе и на востоке: очерки"
"История Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка"
(Данная книга формально принадлежит к типичным военно-историческим трудам, относящимся к историографии полков Российской императорской армии. Однако, это произведение имеет серьезные отличия от целого ряда остальных исследований подобного рода. Она принадлежит перу Всеволода Крестовского, получившего огромную популярность в литературных и политических кругах пореформенной России. Ныне в современной России литературное творчество Крестовского вновь приобрело большую популярность. По его романам были подготовлены сценарии ряда телесериалов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1876 года.)
"В дальних водах и странах"
(В настоящей книге представлены путевые заметки Крестовского, сделанные им во время экспедиции адмирала С.С.Лисевского и его штаба из Одессы в Японию и Китай через Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. Писатель красочно живописует неожиданные встречи, характерные черты быта и нравов далеких народов, сравнивает их российскими обычаями.)
"История 14-го Уланского Ямбургского полка"
(В книге излагается история 14-го Уланского Ямбургского Ее Императорского Высочества Великой княжны Марии Александровны полка с 1771 по 1871 год : Легкие полевые команды и Оренбургский драгунский полк 1771-1806 гг.- (Учреждение легких полевых команд, Самозванец Богомолов и вспышка бунта в г. Царицыне, Емельян Пугачев и его первые успехи, Осада Оренбурга, Штурм Татищевой крепости, Атака и штурм Каргале, и др.), Ямбургский драгунский полк 1806-1812 гг. - (Как сформировался полк, Щегольство и цены того времени, Дух и внутренняя полковая жизнь офицеров, Поход в Финляндию, Отечественная война 1812 года, и др.), Ямбургский уланский полк 1812-1871 гг. - (Военные действия под Данцигом, Апатия и нелюбовь к службе в среде солдат, Возмутительный факт неуважения к полковому командиру, Пьянство, кражи и мародерство, Атака Ямбургских улан при Швекшне, и др.))
"В гостях у эмира Бухарского. Путевой дневник"
(Книга составлена из глав, опубликованных в журнале "Русский вестник".
В 1882 г. русский писатель В.В.Крестовский получил новое назначение и прибыл в Туркестан. Генерал-губернатор М.Г. Черняев, при котором он состоял чиновником по особым поручениям, направил его с дипломатической миссией в Бухару. Поездка произвела на него сильное впечатление, в результате появилась книга "В гостях у эмира Бухарского" (1887), представляющая собой живые картины жизни Востока. В.В.Крестовский приподнял таинственную завесу, так долго скрывавшую от взоров русского общества внутреннюю жизнь повелителя Бухары и его народа.)
Скачать книги [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Ср Фев 04, 2015 10:54 am
Между тем, как мне кажется, [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] и Достоевский в чем-то похожи...
Только Крестовского интересуют социальные проблемы, а Достоевского - нравственные.
Крестовский, по видимому, считал, что человек, прежде всего, зависит от общества, от окружения, от условий существования.
А Достоевский огромное значение придавал не условиям жизни, а личному выбору человека - что человек считает возможным для себя, а что не приемлет ни при каких условиях.
Только Крестовского интересуют социальные проблемы, а Достоевского - нравственные.
Крестовский, по видимому, считал, что человек, прежде всего, зависит от общества, от окружения, от условий существования.
А Достоевский огромное значение придавал не условиям жизни, а личному выбору человека - что человек считает возможным для себя, а что не приемлет ни при каких условиях.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Ср Фев 04, 2015 1:34 pm
тоже это заметилаФаншетта пишет:как мне кажется, Крестовский и Достоевский в чем-то похожи...
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Ср Фев 04, 2015 4:58 pm
Леди Тайна, так это бросается в глаза!
История старухи процентщицы и её сестры Лизаветы (Поеступление и наказание) и Морденко с кухаркой Христиной совпадают в мелочах.
Только у Достоевского нет мелодраматического мотива мести, его старуха просто зарабатывает ростовщичеством деньги.
А описание чайной, в которой Родион знакомится с Мармеладовым и описание трактира "Ерши" - один в один.
А квартира майора Спицы весьма напоминает квартиру, в которой Мармеладовы снимали комнатенку.
Не говорю уже об истории Луизы, дочери тапера, которая поступила в публичный дом, надеясь спасти отца и младшую сестру - это же история Сонечки Мармеладовой, которая пошла на панель, чтобы кормить детей Катерины Ивановны - второй жены её отца. И облегчила ей путь туда их квартирная хозяйка. Так же как и в истории Луизы.
И даже орудие убийства, доступное любому питерскому бедняку - топорик, которым щепки для самовара рубят - один и тот же в обеих романах.
И место действия - Район Петербурга, прилегающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу, там где обитает питерская беднота.
Совпадениям нет числа!
История старухи процентщицы и её сестры Лизаветы (Поеступление и наказание) и Морденко с кухаркой Христиной совпадают в мелочах.
Только у Достоевского нет мелодраматического мотива мести, его старуха просто зарабатывает ростовщичеством деньги.
А описание чайной, в которой Родион знакомится с Мармеладовым и описание трактира "Ерши" - один в один.
А квартира майора Спицы весьма напоминает квартиру, в которой Мармеладовы снимали комнатенку.
Не говорю уже об истории Луизы, дочери тапера, которая поступила в публичный дом, надеясь спасти отца и младшую сестру - это же история Сонечки Мармеладовой, которая пошла на панель, чтобы кормить детей Катерины Ивановны - второй жены её отца. И облегчила ей путь туда их квартирная хозяйка. Так же как и в истории Луизы.
И даже орудие убийства, доступное любому питерскому бедняку - топорик, которым щепки для самовара рубят - один и тот же в обеих романах.
И место действия - Район Петербурга, прилегающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу, там где обитает питерская беднота.
Совпадениям нет числа!
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Ср Фев 04, 2015 7:41 pm
И всё же Крестовского интересно читать, а Достоевского нет. Несколько раз начинал со школьного возраста, но так ничего не осилил. Ни Раскольникова, ни мёртвый дом, ни Подростка. (хотя вот сериал Подросток с Олегом Борисовым понравился). Беру книгу, думаю, мож с возрастом поумнел, пойму, заинтересует. Нет. Наверно не поумнел. (А, ещё Муж под кроватью, фильм позабавил. Умел писать таки Достоевский интересно, если захочет.. Жаль хотел редко ...)
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Ср Фев 04, 2015 7:55 pm
Достоевский очень подробно описывает чувства и переживания своих главных героев, но его мало волнуют бытовые детали и мелочи.
А Крестовский охотно сообщает, что именно можно было получить за три копейки в "Сестной" (съестной подвал), можно сказать, подробное меню перед нами: серая вареная лапша, тушеная капуста, жареная треска.
Сюжет, сам по себе, для Достоевского лишь предлог поговорить о нравственных проблемах.
Тогда как Крестовский придает фабуле первостепенное значение.
Тем не менее, Достоевский - это, едва ли, не символ русской литературы 19 века за рубежом. И никто никогда не заподозрит его во "вторичности".
А Крестовский считается всего лишь последователем "натуральной школы" и едва ли не эпигоном Эжена Сю.
А Крестовский охотно сообщает, что именно можно было получить за три копейки в "Сестной" (съестной подвал), можно сказать, подробное меню перед нами: серая вареная лапша, тушеная капуста, жареная треска.
Сюжет, сам по себе, для Достоевского лишь предлог поговорить о нравственных проблемах.
Тогда как Крестовский придает фабуле первостепенное значение.
Тем не менее, Достоевский - это, едва ли, не символ русской литературы 19 века за рубежом. И никто никогда не заподозрит его во "вторичности".
А Крестовский считается всего лишь последователем "натуральной школы" и едва ли не эпигоном Эжена Сю.
Крестовский
Ср Фев 04, 2015 10:27 pm
Да я не спорю. Мож он и хорош в своём роде. Я лишь личные ощущения описал по поводу Достоевского. Он ведь тоже начинал натурализмом, бедными людьми, вышел из гоголевской шинели. Но хочется чтоб ещё и интересно читать было. Но, к сожалению русская литература 2й половины 19 века ударилась по завету Белинского в натурализм и психологизм в ущерб событийности сюжета.
И не все смогли описать тонкие движения души так изящно, как это делал Тургенев.
Более того, писатели, осмеливающиеся писать интересно подвергались чуть ли не травле со стороны "авторитетов".
Так , например, Евграфыч Салтыков - Щедрин, поучал Данилевского:
" С сожалением должны мы сознаться, что этот молодой деятель вносит в нашу скромную литературу элемент совершенно новый -- элемент легкомыслия.
Приметив, что большинство наших романистов и повествователей в произведениях своих обращают преимущественное внимание на психологическую разработку характеров и на разрешение тех или других жизненных задач, интересующих общество, фабулу же собственно ставят на отдаленный план, г. Данилевский решился поступить совершенно наоборот, то есть начал писать романы и повести совсем без всякой мысли, с одною фабулой...
Видно, что он всею душою желает сделаться родоначальником школы легкомыслия..."
Хорошо, что Григорий Петрович не прислушался и продолжил писать интересно. "Мирович", "Княжна Тараканова", "Беглые в Новороссии", и др. продолжают успешно издаваться и по сей день. А вот хвалёный критический реализм похоже загнулся, да туда ему и дорога ...
И не все смогли описать тонкие движения души так изящно, как это делал Тургенев.
Более того, писатели, осмеливающиеся писать интересно подвергались чуть ли не травле со стороны "авторитетов".
Так , например, Евграфыч Салтыков - Щедрин, поучал Данилевского:
" С сожалением должны мы сознаться, что этот молодой деятель вносит в нашу скромную литературу элемент совершенно новый -- элемент легкомыслия.
Приметив, что большинство наших романистов и повествователей в произведениях своих обращают преимущественное внимание на психологическую разработку характеров и на разрешение тех или других жизненных задач, интересующих общество, фабулу же собственно ставят на отдаленный план, г. Данилевский решился поступить совершенно наоборот, то есть начал писать романы и повести совсем без всякой мысли, с одною фабулой...
Видно, что он всею душою желает сделаться родоначальником школы легкомыслия..."
Хорошо, что Григорий Петрович не прислушался и продолжил писать интересно. "Мирович", "Княжна Тараканова", "Беглые в Новороссии", и др. продолжают успешно издаваться и по сей день. А вот хвалёный критический реализм похоже загнулся, да туда ему и дорога ...
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Сб Фев 07, 2015 9:46 am
Любопытно, как уроженец Киевской губернии, какую позицию он бы занял сейчас по конфликту на Украине? И должен ли как местный уроженец считаться украинским писателем?
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Сб Фев 07, 2015 10:49 am
Не знаю, правда ли, но читала, что в современной Украине даже Гоголь не считается украинским писателем, он же писал на русском языке.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Сб Фев 07, 2015 11:37 am
Наверно это крайности, шараханья в которые пользы не приносит. По этой причине не следует ли не считать Набокова русским писателем?
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Сб Фев 07, 2015 11:50 am
Но Набоков же САМ переводил свои произведения,написанные на английском, на русский язык.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 09, 2015 3:29 pm
там у них и Булгаков под запретомФаншетта пишет: читала, что в современной Украине даже Гоголь не считается украинским писателем
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 09, 2015 7:22 pm
Не думаю, что произведения Гоголя и Булгакова изъяты из общедоступных библиотек современной Украины.
Возможно, их книги не входят в обязательную школьную программу, так в этом нет ничего страшного
По моим наблюдениям литературные интересы детей школьного возраста редко совпадают со школьной программой.
До середины прошлого века в советской школьной программе не было Есенина, что не мешало ему оставаться одним из самых популярных в народе поэтов.
А стихи Пастернака, которого не только не было ни в программе, ни в библиотеках, люди от руки переписывали или переречатывали на пишущей машинке.
Так что разнообразные литературные запреты нередко идут только на пользу известности того или иного автора.
Возможно, их книги не входят в обязательную школьную программу, так в этом нет ничего страшного
По моим наблюдениям литературные интересы детей школьного возраста редко совпадают со школьной программой.
До середины прошлого века в советской школьной программе не было Есенина, что не мешало ему оставаться одним из самых популярных в народе поэтов.
А стихи Пастернака, которого не только не было ни в программе, ни в библиотеках, люди от руки переписывали или переречатывали на пишущей машинке.
Так что разнообразные литературные запреты нередко идут только на пользу известности того или иного автора.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 09, 2015 7:37 pm
Вот в семидесятые годы Есенин в учебниках с первого класса присутствовал, помню точно, учили его даже, в детских сборниках стихов, сплошь и рядом. Это первый наверно поэт, о котором я узнал с детства, вместе с Агнией Барто и Маяковским.Фаншетта пишет:До середины прошлого века в советской школьной программе не было Есенина
- Фаншеттапочти знаток тайн
- Пол :
Очки : 17536
Сообщения : 626
Репутация : 20
Дата регистрации : 2015-01-28
Откуда : Москва
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 09, 2015 9:20 pm
Полиевкт Харлампиевич,
Есенин до середины прошлого века считался в официальных кругах выразителем мелкобуржуазной идеологии сельского собственника и за чтение его стихов могли и из комсомола попереть.
А в 70-е, да, его "Белая берёза под моим окном..." уже входила в школьную программу начальной школы.
То, что Гоголя и Булгакова нет в современной школьной программе на их, так сказать, исторической родине, возможно, пойдет им только на пользу.
Вы не поверите, но честное слово, если верить воспоминаниям современников Есенина и Пастернака, то Есенин сам постоянно сравнивал свои стихи и стихи Пастернака и чуть ли не у всех своих приятелей зачем-то добивался признания, что пишет не хуже Пастернака.
Должно быть и сам не был в этом уверен.
Есенин до середины прошлого века считался в официальных кругах выразителем мелкобуржуазной идеологии сельского собственника и за чтение его стихов могли и из комсомола попереть.
А в 70-е, да, его "Белая берёза под моим окном..." уже входила в школьную программу начальной школы.
То, что Гоголя и Булгакова нет в современной школьной программе на их, так сказать, исторической родине, возможно, пойдет им только на пользу.
Вы не поверите, но честное слово, если верить воспоминаниям современников Есенина и Пастернака, то Есенин сам постоянно сравнивал свои стихи и стихи Пастернака и чуть ли не у всех своих приятелей зачем-то добивался признания, что пишет не хуже Пастернака.
Должно быть и сам не был в этом уверен.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 12:57 pm
Двухтомник Крестовского на моей полке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- annankeМодератор
- Пол :
Зодиак :
Китайский гороскоп :
Очки : 17524
Сообщения : 615
Репутация : 58
Дата регистрации : 2015-02-07
Откуда : Петрозаводск
Настроение : Весенне-влюбленное
Девиз : Я список кораблей не раз перечитал, По верфям и портам всегда меня влекло, Ведь вся моя любовь, расплавленный металл - Она в воде морской застыла, как стекло.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 1:32 pm
Полиевкт Харлампиевич
ЕСТЬ ТАКОЕ ИЗДАНИЕ?!
Все! Хочу себе такой второй том !!! Только где ж его достать теперь?!
А на передней стороне обложке второго тома что изображено?!
Кстати, с праздником)))
ЕСТЬ ТАКОЕ ИЗДАНИЕ?!
Все! Хочу себе такой второй том !!! Только где ж его достать теперь?!
А на передней стороне обложке второго тома что изображено?!
Кстати, с праздником)))
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 2:02 pm
Спасибо! Служу трудовому народу!
Вот для Вас специально щёлкнул. (Прислали сии книги из интернет магазина Озон.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вот для Вас специально щёлкнул. (Прислали сии книги из интернет магазина Озон.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- annankeМодератор
- Пол :
Зодиак :
Китайский гороскоп :
Очки : 17524
Сообщения : 615
Репутация : 58
Дата регистрации : 2015-02-07
Откуда : Петрозаводск
Настроение : Весенне-влюбленное
Девиз : Я список кораблей не раз перечитал, По верфям и портам всегда меня влекло, Ведь вся моя любовь, расплавленный металл - Она в воде морской застыла, как стекло.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 2:42 pm
Полиевкт Харлампиевич
Спасибо огромное! И такое старое издание ещё есть?!! Я бы хотя бы второй том купила))
Спасибо огромное! И такое старое издание ещё есть?!! Я бы хотя бы второй том купила))
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 2:51 pm
Полиевкт Харлампиевич, у меня точно такие два тома, купленные ещё в 1996г
Только вот нет там предисловия от автора, которое даже нужно прочитать!
Только вот нет там предисловия от автора, которое даже нужно прочитать!
- Нажмите, чтобы прочитать:
- ОТ АВТОРА К ЧИТАТЕЛЮ
Прежде чем читатель раскроет первую страницу предлагаемого романа, я нахожу не лишним сказать ему несколько слов.
Когда еще до появления в «Отечественных записках» первой части моего романа, которая сама по себе составляет как бы введение, пролог к нему, я читал ее некоторым друзьям и знакомым – мне приходилось неоднажды выслушивать вопрос: да неужели все это так, все это правда?
Вопрос относился предпочтительно к темному миру трущоб. Весьма может статься, что он же придет в голову и незнакомому с делом читателю. Поэтому позвольте мне рассказать, каким образом пришла мне первая мысль настоящего романа, что натолкнуло на нее и что побудило меня приняться за мой труд. В этом будет заключаться маленькая история романа и ответ на вопрос: точно ли это правда?
Идея предлагаемого романа давно уже сделалась самой любимой, самой задушевной моей идеей. Первая мысль ее явилась у меня в 1858 году. Натолкнул меня на нее случай.
Часу в двенадцатом вечера я вышел от одного знакомого, обитавшего около Сенной. Путь лежал мимо Таировского переулка; можно бы было без всякого ущерба и обойти его, но мне захотелось поглядеть, что это за переулченко, о котором я иногда слышал, но сам никогда не бывал и не видал, ибо ни проходить, ни проезжать по нем не случалось. Первое, что поразило меня, это – кучка народа, из середины которой слышались крики женщины. Рыжий мужчина, по-видимому отставной солдат, бил полупьяную женщину. Зрители поощряли его хохотом. Полицейский на углу пребывал в олимпийском спокойствии. «Подерутся и перестанут – не впервой!» – отвечал он мне, когда я обратил его внимание на безобразно-возмутительную сцену. «Господи! нашу девушку бьют!» – прокричала шмыгнувшая мимо оборванная женщина и юркнула в одну из дверок подвального этажа. Через минуту выбежали оттуда шесть или семь таких же женщин и общим своим криком, общими усилиями оторвали товарку. Все это показалось мне дико и ново. Что это за жизнь, что за нравы, какие это женщины, какие это люди? Я решился переступить порог того гнилого, безобразного приюта, где прозябали в чисто животном состоянии эти жалкие, всеми обиженные, всеми отверженные создания. Там шла отвратительная оргия. Вырученная своими товарками окровавленная женщина с воем металась по низенькой, тесной комнате, наполненной людьми, плакала и произносила самые циничные ругательства, мешая их порою с французскими словами и фразами. Это обстоятельство меня заинтересовало. «Она русская?» – спросил я одну женщину. – «А черт ее знает, – надо быть, русская».Как попала сюда, как дошла до такого состояния эта женщина? Очевидно, у нее было свое лучшее прошлое, иная сфера, иная жизнь. Что за причина, которая, наконец, довела ее до этого последнего из последних приютов? Как хотите, но ведь ни с того ни с сего человек не доходит до такого морального падения. Мне стало жутко, больно и гадко, до болезненности гадко от всего, что я увидел и услышал в эти пять – десять минут. Я думал, что это уже последняя грань петербургской мерзости и разврата – и я ошибся. Это был один только легонький мотивец, один только уголок той громадной картины, о которой я тогда не имел еще ни малейшего понятия, с которой познакомился поближе и покороче только впоследствии, ибо картина эта прячется от официальной, показной жизни нашего города, и вообразить ее трудно, почти невозможно без наглядного, непосредственного знакомства с нею лицом к лицу.
Оставаться долее в этом приюте у меня не хватало силы: кроме нравственного, гнетущего чувства, начинало мутить физически. Я уже направился к двери, как вдруг две кутившие личности мужского пола и весьма подозрительной наружности заметили синий околыш моей фуражки и мое студентское пальто. Один из них без всякой церемонии подошел ко мне. «Слышьте, студент, есть у вас деньги?» – «Есть. А что?» – «Дайте мне взаймы – сколько есть; у нас не хватило, а выпить хочется». Я понял, что тут ничего не поделаешь, вынул бумажник, в котором на тот раз находилось только два рубля серебром, и отдал их подозрительному господину. Подозрительный господин поблагодарил и предложил выпить с ними вместе. Я попытался было отказаться. «Что же вы, брезгуете, что ли?» – обиделся он. После этого, конечно, надо было остаться; и вот за стаканом скверной водки я узнал мимоходом, урывками кое-что из жизни побитой женщины и ее товарок; но через эти урывки для меня скользила целая драма – такая драма, в которой «за человека страшно» становится.
Да, милостивые государи, живем мы с вами в Петербурге долго, коренными петербуржцами считаемся, и часто случалось нам проезжать по Сенной площади и ее окрестностям, мимо тех самых трущоб и вертепов, где гниет падший люд, а и в голову ведь, пожалуй, ни разу не пришел вам вопрос: что творится и делается за этими огромными каменными стенами? Какая жизнь коловращается в этих грязных чердаках и подвалах? Отчего эти голод и холод, эта нищета разъедающая, в самом центре промышленного богатого и элегантного города, рядом с палатами и самодовольно сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого позора, порока, разврата и преступления? Как они нисходят на степень животного, скота, до притупления всего человеческого, всех не только нравственных чувств, но даже иногда физических ощущений страданий и боли? Отчего все это так совершается? Какие причины приводят человека к такой жизни? Сам ли он или другое что виной всего этого? Обвинить легко, очень легко – гораздо легче, чем вдуматься и вникнуть в причину вины, разыскать предшествовавшие «подготовительные и предрасполагающие» обстоятельства. Но вот в том-то и вопрос: как взглянуть на падшего человека: один ли он сам по себе виноват и причинен в своем безобразии и несчастии? А если не один, то виноват ли еще, наконец, при его невежественности относительно самых первичных нравственных оснований, при его грубой неразвитости, при той ужасающей нас обстановке, которою он окружен безысходно, часто с первой минуты своего рождения на свет? Если же все это так, то не тяготеет ли часть этой вины на каждом из нас, на всем обществе нашем, столь щедром на филантропические возгласы, обеты и теории.
«Es ist eine alte Geschichte» – все эти вопросы, которые я предложил: не я их выдумал, и не я первый повторяю их. Да, «es ist eine alte Geschichte, doch bleibt sie immer neu» [[1] - Это старая история… это старая история, однако она всегда повторяется (нем.) – из стихотворения Генриха Гейне.], быть может, для иного читателя, которому и в голову они не приходили. А у нас таковых – надо сознаться – не занимать-стать пока.
В тот достопамятный – лично для меня – вечер, когда я впервые случайно попал в одну из трущоб, вопросы эти и мне пришли в голову. Та невидимая драма, которая осветилась для меня – частью по услышанным и подхваченным на лету урывками, частью же по собственной догадке и соображениям, – невольно как-то сама собою натолкнула меня, вместе с вышеизложенными вопросами, на мысль романа.
Я тогда же принялся за писанье и окрестил свое произведение «Содержанкой». Принялся за работу с жаром, исписал целую толстую тетрадь, но… ничего из этого путного не вышло. Задача оказалась слишком велика и широка для той рамки, которая была первоначально избрана мною. Притом я спасовал перед действительностью: я не знал, не имел ни малейшего понятия о той жизни, за изображение которой так опрометчиво взялся, – подготовки у меня не было никакой, отношение слишком дилетантическое – и я бросил свою работу, не покидая, однако, мысли об этом романе.
Мне эта мысль уже представлялась в виде общего физиологического очерка не одних только трущоб и вертепов, но петербургской жизни вообще. Я принялся за изучение этой жизни и ее типов с тех сторон, которые оказывались пригодными, подходящими для моей идеи. Через несколько лет исподвольных наблюдений я увидел ясно, что трущобы кроются не исключительно около Сенной, что они весьма многоразличны, и поэтому дал своему роману его настоящее название.
Многим из читателей многое, быть может, покажется в нем странным, преувеличенным и даже невероятным; но это оттого, что мы не привыкли еще к гласному публичному обсуждению такого рода фактов и обстоятельств. Открытые судебные камеры [[2] - Крестовский имеет в виду судебную реформу 1864 г. По этой реформе учреждался гласный суд, формально независимый от министерства юстиции. (Ред.)] не замедлят познакомить нас со множеством неизвестных еще большинству явлений. Изменение системы тюремного заключения также принесет громадную нравственную пользу тем несчастным, которые теперь неизбежно являются самыми закоренелыми орудиями и двигателями порока и преступления. Люди компетентные, приходящие, по роду своих обязанностей, в ближайшее соприкосновение с этим миром, очень хорошо понимают истину моих слов, ибо знают, что достаточно просидеть в тюрьме за проступок какой-нибудь один месяц, чтобы человек, хотя и честный, но не имеющий твердых нравственных основ, вышел бы оттуда полным и формально готовым негодяем, который при первом удобном случае сделается уже преступником. Наконец, справедливость требует сказать, что в последнее время многое уже сделано относительно мира трущоб. Старые язвы мало-помалу уничтожаются: в центральной нашей трущобе – доме князя Вяземского – есть уже кое-какая возможность для нищего человека жить хотя немножко человеческим образом.
Я считаю при этом первою и приятною обязанностью принести мою благодарность лицам, которые своим содействием помогли мне ознакомиться с теми многоразличными отраслями нашей жизни, что вошли в программу предлагаемого романа, – лицам, в следственной камере которых я знакомился с характером и личностями преступников, с фактами преступлений, подлежавших юридическому разрешению, и которые дали мне возможность спуститься в темный мир трущоб, чтобы самому, лицом к лицу, узнавать эту жизнь и нравы.
К глубокому моему сожалению, роман не выходит в свет в том виде, в каком написан и в каком бы мне, как автору, всегда хотелось печатать [[3] - Текст настоящего издания печатается по: В.В.Крестовский. Петербургские трущобы: Книга о сытых и голодных. В 3 т. 1935.]. От этого некоторые эпизоды являются перед читателем в крайне неполном и неряшливом виде, так что отсутствие эстетического – а во многих местах и просто логического – смысла ни для кого не может остаться незамеченным.
Я надеялся избежать всех этих погрешностей в отдельном издании моей книги, но надежды мои не оправдались.
Итак, «Петербургские трущобы» и ныне, в отдельном издании, являются с прежними пробелами. Прошу читателя извинить их… Впрочем, поставя своим долгом относиться к печатному слову честно, я остаюсь – и навсегда останусь – при глубоко неизменном убеждении, что прямое слово правды никогда не может подрывать и разрушать того, что законно и истинно; а если наносит оно вред и ущерб, то только одному злу и беззаконию. Мною же – могу сказать по совести и смело – руководило одно лишь добросовестное желание добра и пользы. Но, как бы то ни было, я еще и еще раз прошу читателя извинить не мне, а этой книге ее пробелы.
Кроме общего наименования «Петербургские трущобы», я назвал еще роман мой «книгою о сытых и голодных». Надеюсь, что этим достаточно охарактеризовано ее содержание. Напрасно бы стал кто-нибудь в этом последнем названии выискивать какую-нибудь затаенную мысль. Оно означает почти непосредственно то, что и должно означать по самому смыслу употребленных в нем слов. Объяснимся. Я остаюсь совершенно чужд в моей книге каких бы то ни было сословных пристрастий, симпатий и антипатий. Я беру только то, что мне дает жизнь. Вкусно подносимое ею блюдо – я отмечаю, что оно вкусно; отвратительно – так и говорю, что отвратительно. Для меня в этом отношении не существует никаких каст и сословий, – писатель-романист должен стоять вне кружковых пристрастий к тому или другому. Для меня нет ни аристократов, ни плебеев, ни бар, ни мещан, – для меня существуют одни только люди – человек существует. И этих людей, вместо всяких каст, я делю на сытых и голодных, пожалуй, на добрых и злых, на честных и бесчестных и т.д.
Если книга эта заставит читателя призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка и отверженной парии – трущобной женщины; если в среде наших филантропов и в среде административной он возбудит хотя малейшее существенное вниманье к изображенной мною жизни, я буду много вознагражден сознанием того, что труд мой, кроме развлечения для читателя, принесет еще и частицу существенной пользы для той жалкой, темной среды, где голодная мать должна воровать кусок хлеба для своего голодного ребенка; где источником существования двенадцати-тринадцатилетней девочки является нищенство и продажный разврат; где голодный и оборванный бедняк, тщетно искавший честной работы, нанимается для совершения преступления мошенником сытым и более комфортабельно обставленным в жизни, причем этот ничем почти не рискует, а тот, за самую ничтожную цену, ради требований своего непослушного желудка, гибнет на каторге; где, наконец, люди болеют, страдают, задыхаются в недостатке чистого, свежего воздуха и иногда решаются если не на преступление, то на самоубийство, чем ни попало и как ни попало, лишь бы только избавиться от безнадежно мрачного существования, буде до этого крайнего исхода не успеют зачерстветь и оскотиниться настолько, чтобы потерять всякую способность к каким бы то ни было человеческим ощущениям, как нравственным, так и физическим, кроме инстинктов голода, сна и, часто, ненормально удовлетворяемой половой потребности. Здесь-то вот кроется наша невидимая язва, здесь наша горькая скорбь вавилонская, которая даже не вопиет о спасении, об исходе, по причине очень простой и несложной: она их не знает.
Быть может, кто-либо найдет, что изображение этих язв слишком цинично и даже неблагопристойно. Что ж делать, таков уж предмет, избранный мною. Да, впрочем, книга ведь не предназначается к чтению в пансионах и институтах для благородных девиц. В этом случае я могу ответить только словами покойного Помяловского: «Если читатель слаб на нервы и в литературе ищет развлечения и элегантных образов, то пусть он не читает мою книгу. Доктор изучает гангрену, определяет вкусы самых мерзких продуктов природы, живет среди трупов, однако его никто не называет циником; стряпчий входит во все тюрьмы, видит преступников по всем пунктам нравственности: отцеубийц, братоубийц, детоубийц, воров, подделывателей фальшивых бумаг и т.п. личностей, изучает их душу, проникает в самый центр разложения нравственности человеческой, однако и его никто не называет циником, а говорят, что он служит человечеству; священник часто поставлен в необходимость выслушивать ужасающую исповедь людей, желающих примириться с совестью, но и он не циник. Позвольте же и писателю принять участие в этой же самой работе и таким образом обратить внимание общества на ту массу разврата, безнадежной бедности и невежества, которая накопилась в недрах его». Слова уважаемого мною писателя пусть служат моим ответом и оправданием в глазах читателя элегантно-слабонервного; если же таковой сим не удовлетворится, то может на этих же страницах покончить чтение моего романа – и я, в таком случае, только почту своим долгом извиниться перед ним в том, что утруждал его прочтением этого несколько длинного предисловия.
Всеволод Крестовский
- annankeМодератор
- Пол :
Зодиак :
Китайский гороскоп :
Очки : 17524
Сообщения : 615
Репутация : 58
Дата регистрации : 2015-02-07
Откуда : Петрозаводск
Настроение : Весенне-влюбленное
Девиз : Я список кораблей не раз перечитал, По верфям и портам всегда меня влекло, Ведь вся моя любовь, расплавленный металл - Она в воде морской застыла, как стекло.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 3:08 pm
Полиевкт Харлампиевич, Леди тайна
Счастливые люди!
Но я, чувствую, тоже заполучу это издание. Нашла по Интернету объявление о продаже двух томов. Вроде этого издания.
Тут же связалась с продавцом и она согласилась переслать их мне, с оплатой доставки, естественно.Счастье есть!!
Полиевкт Харлампиевич, огромное вам спасибо, за то что выложили фото книг. А то бы я так и прошляпила в своих сомнениях покупать ли Крестовского или нет)
Счастливые люди!
Но я, чувствую, тоже заполучу это издание. Нашла по Интернету объявление о продаже двух томов. Вроде этого издания.
Тут же связалась с продавцом и она согласилась переслать их мне, с оплатой доставки, естественно.Счастье есть!!
Полиевкт Харлампиевич, огромное вам спасибо, за то что выложили фото книг. А то бы я так и прошляпила в своих сомнениях покупать ли Крестовского или нет)
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 4:52 pm
annanke, рад оказаться полезным.
Это издание мне послужило неким мостиком между сериалом и романом.
Это издание мне послужило неким мостиком между сериалом и романом.
- annankeМодератор
- Пол :
Зодиак :
Китайский гороскоп :
Очки : 17524
Сообщения : 615
Репутация : 58
Дата регистрации : 2015-02-07
Откуда : Петрозаводск
Настроение : Весенне-влюбленное
Девиз : Я список кораблей не раз перечитал, По верфям и портам всегда меня влекло, Ведь вся моя любовь, расплавленный металл - Она в воде морской застыла, как стекло.
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 5:03 pm
Полиевкт Харлампиевич
Уже заказала и завтра пошлют)) Мама смеялась, говорит, что ни одно моё "увлечение" не проходило без покупок фильмов и книг)))
А Вы давно его покупали? Издание то бишь)
Уже заказала и завтра пошлют)) Мама смеялась, говорит, что ни одно моё "увлечение" не проходило без покупок фильмов и книг)))
А Вы давно его покупали? Издание то бишь)
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 7:29 pm
annanke, даже не сомневайся и бери не только ПТ))
Недавно прочла " Вне закона" , мне понравилось. Опять тема преступления и наказания...
Недавно прочла " Вне закона" , мне понравилось. Опять тема преступления и наказания...
Re: Всеволод Крестовский. О писателе и его произведениях.
Пн Фев 23, 2015 8:01 pm
annanke, года два назад.
Тоже лучшие покупаю. А одноразовые в электронном читаю.
Тоже лучшие покупаю. А одноразовые в электронном читаю.
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|